Выездка
История выездки насчитывает более двух тысяч лет. Впервые ее начали практиковать в военных целях древние греки. Автором самого первого трактата по искусству выездки – «Иппика» - был греческий полководец и философ Ксенофонт (444 до н. э.- 356 до н. э.). В нем великий мыслитель и стратег описал свои методы работы с лошадью, незаменимым боевым товарищем и другом человека. Ксенофонт первым рассказал о том, как научить лошадь ходить в сборе, как менять ноги и пассажировать. «Ничто насильственное не может быть красивым», писал он, и ратовал за бережное и терпеливое отношение к лошади.
Римляне, пришедшие на смену древним эллинам, делали упор на зрелищность взаимодействия человека и лошади: у них в почете были соревнования колесниц и скачки – не вполне интеллектуальные и бережные, но, несомненно, эффектные действа.
Символом Средневековья стали разнообразные рыцарские турниры, требовавшие от лошади чрезвычайной выносливости и устойчивости. Закованным в тяжелые доспехи всадникам и их не менее экипированным лошадям было не до тонкостей управления – главное было выстоять.
Требования к выезженности лошади стали предъявлять позднее, во время войн с маврами, когда стало очевидно, что в бою «армориканских коней» намного превосходят легкие и маневренные восточные лошади. Первыми «арабский» стиль езды восприняли итальянцы — и открыли в Неаполе Школу выездки. В 16 веке один из учившихся там французов популяризировал выездку среди своих соплеменников-аристократов, которые возвели ее в ранг высокого искусства и распространили в других странах.
Элементы Высшей школы верховой езды быстро нашли практическое применение на поле боя: пиаффе стало своего рода пружиной перед молниеносной атакой, левада позволяла уклониться от ударов противника, быстрый пируэт стал настоящим спасением в ближнем бою, а курбет буквально переносил всадника и лошадь через голову неприятеля. По сей день в Венской школе верховой езды чтут традиции выполнения сложнейших элементов, свободные от новых течений и спортивных достижений.
А к изучению и культивированию природных движений лошади обратились в 18 веке в Германии, что положило начало классической спортивной выездке.
[blockquote]Олимпийским видом спорта манежная езда на лошади стала в 1912 году, но до 1952 года в Играх могли участвовать исключительно кавалеристы-мужчины с офицерскими званиями. Но Олимпиада в Хельсинки открыла выездку для гражданских лиц, в том числе для женщин.[/blockquote]
В России спортсмены обоих полов преуспели в этом виде конного спорта. Первая крупная победа была одержана в 1960 году, когда Сергей Филатов на знаменитом ахалтекинце Абсенте завоевал золотую медаль на Олимпиаде в Риме, а через четыре года – бронзу в Токио. Олимпиада-68 в Мехико стала «золотой» для Ивана Кизимова и Ихора. Пик славы советской выездки пришелся на 1972 год, когда Олимпийских играх в Мюнхене наша сборная завоевала золотую медаль: тогда в личном зачете Елена Петушкова на Пепле стала второй, Иван Кизимов на Ихоре остался четвертым, а Иван Калита на Тарифе - шестым.
Сегодня эталоном успешной всадницы, достойной олимпийских почестей, в России является нижегородская спортсменка Александра Корелова, выступающая на уникальном орловском рысаке Балагуре, чей пиаффе специалисты считают лучшим в мире. По результатам Чемпионата Европы 2007 года триумфальный российский дуэт завоевал место в десятке ведущих всадников по версии Международной федерации конного спорта, и это еще не предел, ведь впереди у Александры и Балагура - XXIX Олимпиада в Гонконге.